Путешествующим. Туризм

Туристский брокер: кто это и зачем к нему обращаться

Несколько лет назад Иосиф Хигер, директор питерской турфирмы «Цфат», известной в городе своей многолетней специализацией на израильском направлении выездного туризма, принял решение пойти на эксперимент и превратил свою фирму из туроператора в туристского брокера. Определение странное, уху непривычное, да и непонятное к тому же.

Однако Иосиф Александрович считает, что само время призывает туроператоров искать но-вые формы работы. И объясняет, почему. Во-первых, выросло новое поколение потребителей, имеющих принципиально иное мировоззрение и иные возможности по сравнению со своими предшественниками. Пересекая границы Отечества, они не испытывают того беспокойства и настороженности, которые неизменно сопровождали зарубежные вояжи их советских предков. Они рассматривают мир как открытое пространство, а знание языков и компьютерная грамотность позволяют им свободно в нем ориентироваться. Этому поколению туристов тесно в рамках организованных туров, и турфирмам пора признать столь очевидный факт. Между тем, наше туристское законодательство предусматривает только две возможные специализации – операторы и агенты. Одни производят организованные туры, другие их продают. Но никто из них не занимается помощью в организации самостоятельных путешествий. Вот этот пробел и призваны восполнить туристские брокеры. Для определенной части туристов,  много путешествующих и уверенных в себе, подобные услуги, возможно, не нужны. Туристский брокер будет полезен тем, кто не очень любит путешествовать в организованной группе, но недостаточно уверен в себе, чтобы совершать поездку полностью самостоятельно.

– Иосиф Александрович, почему именно «брокер», и чем он отличается от привычного для нас тур оператора?

– Более точного определения мы не нашли, да оно уже и существует в туристском законодательстве некоторых стран. Под термином «брокер» понимается посредник при заключении сделок, специализирующийся на определенных видах товаров или услуг (фрахтование судов, страхование, биржевые операции и т. п.). Наши первые ассоциации связаны с операциями на бирже или таможне, но со временем мы перестали удивляться, встречаясь, например, со страховым брокером. Настало время и брокера туристского. По сути, это консультант и профессиональный посредник между потребителем и непосредственными исполнителями туристских услуг, специалист, детально знающий предмет своей деятельности и несущий полную ответственность за ее результаты. Ведь, чтобы путешествие (этот термин заменил в нашем лексиконе устаревающее понятие «тур»)получилось удачным и принесло радость его участникам, они должны многое знать о предполагаемой стране посещения. Как удобнее и выгоднее туда добраться? Как выстроить программу визита? Как наиболее рационально проложить маршрут, чтобы не тратить зря время и не упустить ничего важного? Где лучше остановиться? Что посмотреть? И еще множество вопросов такого рода. Конечно, информацию можно поискать на форумах, покопаться в социальных сетях, побродить по сайтам. Но где гарантия достоверности случайно найденных сведений? Куда надежнее обратиться к специалистам, компетентность которых не вызывает у вас сомнения. Как обращаетесь вы к врачам во время болезней или к автомеханику, когда «хворает» ваш автомобиль. Опытный туристский брокер, вдоль и поперек изучивший то или иное направление выездного туризма, имеющий в стране посещения надежные связи и обширные возможности – это то, что вам нужно.

– Но ведь услуги брокера не бесплатны. Стоит ли идти на дополнительные расходы, когда можно обойтись своими силами?

– Разумеется, услуги специалистов бесплатными быть не могут. Но эти затраты совсем не обязательно приводят к дополнительным расходам. Как правило, происходит наоборот: подсказки брокера могут помочь существенно сэкономить во время поездки. Кроме того, не забывайте, что у брокера есть собственные возможности в стране посещения, и он может забронировать для вас отели дешевле, чем предлагают на различных «букингах». Мы, например, всегда советуем своим клиентам тут же проверить в интернете цены, по которым мы в состоянии забронировать для них номера в выбранных отелях. В большинстве случаев цены наших партнеров (а это всегда крупные и надежные туроператоры приема) оказываются ниже, чем на сайтах.

Значит, услуги на приеме вы тоже бронируете?

– Если клиент поручит нам это сделать. В принципе, он может заплатить нам только за консультацию (обычно эта сумма не превышает 3000 рублей), а услуги по составленной с нашей помощью программе забронировать самостоятельно. Но, как уже было сказано, сплошь и рядом бронировать через наших партнеров выходит дешевле. Кроме того, заказав через нас отели, экскурсии, трансферы Туристский брокер: кто это и зачем к нему обращаться путешественник получает в подарок еще одну важную услугу – экстренную помощь в стране посещения в том случае, когда что-то пойдет не по плану. Мы снабдим его телефоном нашего представителя, который обязательно поможет на месте «разрулить» непредвиденное осложнение. По аналогии со страховщиками мы называем такую ситуацию вызовом «аварийного комиссара». Кстати, правильно выбрать страховку на время поездки брокер  тоже может помочь.

– А предоставляет ли брокер какие-либо гарантии своим клиентам? Во всероссийском реестре туроператоров он не зарегистрирован, обязательное для операторов финансовое обеспечение деятельности у него отсутствует…

– Деятельность туристского брокера опирается не на законодательство о туризме, которое пока не учитывает его существование, а на положения главы 39Гражданского кодекса РФ «Возмездное оказание услуг». Не производя никакого туристского продукта, он не имеет ничего общего с туроператорами. Брокер работает на основании заключенного с туристом договора, определяющего его меру ответственности. Что же касается гарантий, то серия банкротств даже крупных туроператоров в последнее время серьезно подорвала доверие населения именно к традиционной форме обслуживания. Брокер же, в отличие от оператора, деньги с клиентов за заказанные услуги не получает, что в принципе исключает возможность каких-либо манипуляций. За отели, транспорт, экскурсии клиенты платят самостоятельно непосредственным исполнителям, обычно совершая предоплату с помощью банковской карты, путем перевода на счет принимающей компании, реже – наличными по приезде. Брокер в этих расчетах не участвует, а лишь помогает клиенту их осуществить. Разумеется, опытный брокер рекомендует только проверенных партнеров, за добросовестность которых ручается. Мы, на-пример, со своими партнерами в Израиле сотрудничаем полтора десятка лет. В то же время в интернете можно встретить множество «ловушек» для простаков. В погоне за дешевизной, реальность которой они не могут оценить, такие туристы часто вообще расстаются со своими деньгами. В этом смысле обращение к брокеру – своего рода страховка от неприятностей. Мы часто повторяем туристам: приключения вы себе организуете самостоятельно, наша работа – организация путешествий. Ну, а то, что брокерство требует большого опыта и высокой профессиональной квалификации, это бесспорно. Поэтому не каждый может завтра объявить себя туристским брокером. Доверяйте тем, кого знаете, кто работает давно, у кого много хороших отзывов и большой опыт.

Каким вы видите развитие нового вида туристических услуг? Многие ли традиционные туроператоры, на Ваш взгляд, захотят кардинально сменить специализацию?

– Скажем так: брокерство – это приемлемый путь для профессионалов. Я полагаю, в дальнейшем он найдет свое отражение ив туристском законодательстве. Чем больше будет у нас брокеров по различным туристским направлениям, тем заметнее заявит о себе новая специализация. Воз-никнут брокерские объединения, появится реклама, и, как следствие, возникнет спрос.

– Но «Цфат», как туристский брокер, занимается только одной страной.

– Считаю это нормальной ситуацией. Небольшим турфирмам есть резон сузить свое туристское меню до того минимального количества направлений, в котором они могут считать себя специалистами высокого уровня. Путешественнику, собравшемуся посетить ту или иную страну, достаточно найти брокера именно по выбранному направлению, зато быть уверенным в том, что не нарвется на дилетанта. А для развития бизнеса есть различные меры. Одна из действенных – брокерский пул, в котором каждый участник представляет свое единственное направление.